На втором этаже мемориального дома есть комната Анны Ильиничны Ульяновой. Здесь в Казани ей было 24 года и по воспоминаниям знавших ее она была «…недюжинного ума, хорошо воспитанная, со сдержанными манерами настоящей светской женщины…». По легенде в этой комнате Марк Тимофеевич Елизаров, жених и будущий муж Анны Ильиничны, делает ей предложение руки и сердца. Его фотопортрет на комоде, а рядом – милые вещицы, типичные предметы дамского туалета II-ой половины XIX в.: настольное зеркало в деревянной оправе, пудреница, хрустальный флакон для духов с красивой пробкой. Духи — желанный атрибут любой девушки. Они стоили дорого, не каждая могла позволить себе купить их. Скромные доходы семьи Ульяновых соответствовали расходам. И можно предположить, что духи — подарок жениха- Марка Тимофеевича. Духи часто называют парфюмом. Латинское слово «per fumus» переводится как «через, сквозь» и «дым», что значит, в основе парфюмерного искусства лежат древние традиции воскурения благовоний и душистых трав. По мнению ученых, история духов начинается в древнем Египте, где ароматы пронизывали всю жизнь древних египтян: и рабов, и высших слоев. Наиболее известные духи тех времен — «Кифи», в состав которого входило 16 трав. Сосуды для хранения благовоний были небольшого размера: диаметром от 6 до 10 см при высоте в 8-20 см. Изготавливались из рога, слоновой кости и зубов бегемота, а также камня, позднее из стекла. В Европу познания парфюмерии проникли с Востока, а производство духов началось в 10 веке. С середины 17 века Духи стали средством обольщения.
Сложно поверить, но когда-то дореволюционная Россия конкурировала с европейскими производителями парфюмерной продукции и была лучшей среди лучших Всемирно известные русские парфюмерные предприятия Броккара, Ралле, Остроумова, фирмы «Модерн», Жукова – эти имена символизировали высочайшее качество. Отечественные парфюмеры удостаивались высочайших наград на престижных мировых торгово-промышленных выставках.
При выборе духов, первый взгляд падает на их одежку — флакон. Они вызывали восхищение: серебряные флаконы с витиеватыми рисунками, стеклянные с алмазной огранкой, фарфоровые с букетами цветов и диковинными птицами. Созданием флаконов занимались знаменитые ювелиры, такие как Фаберже и Лалик. В 1905 году произошла подлинная революция в создании флаконов. В стекольном деле стали применять ювелирные техники и оригинальность дизайнерской мысли, Первым революционером здесь был Рене Жюль Лалик. Сегодня оригинальные флаконы от Лалик все пронумерованы, и хотя их стоимость доходит порой до нескольких десятков тысяч долларов, истинную ценность определить невозможно. В дизайне флаконов нашли свое отражение различные стили и направления искусства: модерн и кубизм, сюрреализм и примитивизм и др.
Старинный парфюмерный флакон в музейной экспозиции изготовлен из хрусталя, с притертой пробкой. Не так знаменит, но и он имеет свой номер, т.к. является экспонатом основного фонда. Его передала музею жительница г.Ульяновска Антонина Ивановна Смирнова. И теперь ее имя вошло в историю создания казанского музея В.И.Ленина. Так повелось давно, тот, кто приносит в музей редкий (уникальный) предмет, становится и сам частичкой истории.